Одуванчик

Жительница Талси Санита Зиедыня – мама троих сыновей, и один из её младших мальчиков-близнецов имеет особые потребности. Она выполнила обещание сыну Артуру – после него оставить что-то непреходящее, и написала одну из немногих книг в Латвии, где семья, которая растит ребёнка с особыми потребностями, рассказывает историю своего острого и реалистичного опыта.

Артур и его брат–близнец родились до срока. Они оба были здоровыми и крепкими, однако через пять дней у Артура констатировали гнойный менингоэнцефалит. Санита до сих пор чётко помнит первую книгу, которую прочитала в больнице, когда поняла, что её ребёнок всю жизнь будет с особыми потребностями.

Она была переведена с немецкого языка, и в ней какой-то священник, которые растит двух сыновей с особыми потребностями, рассказывал о своей повседневной жизни. Позднее, когда она сама соприкоснулась с теми же самыми ощущениями, Саните было легче действовать.

«Книги по психологии, которые тебе дают практические советы или термины, не работают так хорошо, как живая история, в которой люди действительно прошли и пережили всю ту эмоциональную гамму от рождении ребёнка с особыми потребностями до его проводов. Это имеет очень большую ценность», – подчеркивает автор книги «Пушинка одуванчика» Санита Зиедыня.

Жизненные трудности дали Саните Зиедыне желание помочь другим, поэтому она создала общественную организацию «Я здесь» – общую платформу для родителей преждевременно родившихся детей.

Хотя эта книга написана в форме дневника, она также является чем-то вроде ободрения для других родителей, и Санита сейчас понимает, что она также стала терапией для нее самой.

«Бывали дни, когда я писала предложение и часами ревела у компьютера. А бывали моменты, что набираешь текст, и надо вытирать слезы, чтобы увидеть буквы на клавиатуре. Я прошла через очень большую терапию, и сейчас я абсолютно уверена, что слез грусти не будет, потому что я сделала благословенную работу, как и обещала своему сыну», – говорит Санита.

Особых детей Санита сравнивает с пушинками одуванчика, который многие считают сорняком. Общество не любит и не принимает особых детей, однако они, как пушинки одуванчика, сеют любовь в мире.

Редактор книги Эрика Берзыня говорит, что в мире очень мало книг, в которых семьи особых детей раскрывают свои острые истории, и она знает только одну книгу, изданную в Латвии несколько лет назад.

«Рассказы об опыте очень, очень важны, потому что если ты находишься в похожей ситуации, ты можешь идентифицироваться и понять, что другие тоже похожи, и увидеть, как они живут, как они справляются с проблемами, как они преодолевают трудности», – объясняет Эрика Берзыня.

«В странах, где есть такие книги, вопрос об особых детях решен. Там люди спокойно и без стеснения выходят в общество. Дети ходят в кафе, о них пишут книги. Это нормальное явление – не надо этого стыдиться», -– добавляет Санита.

В книге раскрываются также переживания близких при столкновении с диагнозом Артура, о моментах, когда брак висел на волоске, и о боли от неуважительного отношения врачей.

„Пушинка одуванчика” будет переводиться, и за ней последует продолжение, которое будет сборником стихов. Санита Зиедыня их начала писать абсолютно случайно, и поняла, что когда в тяжелые будни она выплескивает чувства на бумагу, то боль и эмоции улетают прочь. Прямо как пушинки одуванчика.